Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской и лекарственной помощи населению Сахалинской области (стандарт предоставления бюджетных услуг)

 

I. Общие условия

 

Предоставление населению бесплатной медицинской помощи проводится в экстренных случаях, при неотложных состояниях, в плановом порядке и при проведении профилактической работы. При состояниях, угрожающих жизни, при невозможности оказания медицинской помощи в условиях данного учреждения здравоохранения больной направляется на следующий этап медицинской помощи.
Профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемиологические мероприятия назначаются и проводятся при наличии соответствующих медицинских показаний. Согласие (отказ) гражданина (его законных представителей) на оказание медицинской помощи оформляется в медицинской документации. Оказание медицинской помощи без их согласия возможно лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, лицам, совершившим общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бесплатная медицинская помощь по Областной программе оказывается гражданам Российской Федерации, в том числе временно пребывающим на территории Сахалинской области, зарегистрированным, работающим и (или) проживающим на территории Сахалинской области, при предоставлении документа, удостоверяющего личность, и полиса обязательного медицинского страхования.

Скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно, лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также медицинскими работниками или лицами, обязанными оказывать первую помощь по закону или специальному правилу, в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия несчастных случаев, травм, отравлений).
После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь, которая предоставляется на платной основе.

Гражданам Российской Федерации, получившим медицинскую помощь за рубежом, а также по договорам добровольного медицинского страхования и договорам на оказание платных медицинских услуг, возмещение затрат на лечение за счет средств бюджетов и обязательного медицинского страхования не производится.

Направление больных на консультации и лечение в областные лечебно-профилактические учреждения осуществляют врачебные комиссии лечебно-профилактических учреждений муниципальных образований.
Отдельным категориям граждан, проживающим в Сахалинской области, предоставляются социальные талоны для проезда на транспорте общего пользования при выезде на лечение, консультацию, обследование в областные и муниципальные учреждения здравоохранения в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 10.12.2010 N 602. Оплата проезда другим категориям гражданам может осуществляться при принятии органами местного самоуправления соответствующих нормативно-правовых актов.

Направление больных на консультацию и лечение в федеральные медицинские организации осуществляет по решению врачебных комиссий государственных медицинских организаций министерство здравоохранения Сахалинской области в соответствии с действующим регламентом.

Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

 

II. Условия оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях

 

Объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом в соответствии со стандартами (протоколами) объемов медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях возможна очередность приема плановых больных, в том числе обеспечение (при наличии показаний) консультаций врачами узких специальностей сроком до двух дней, проведения назначенных диагностических исследований (в сроки до 10 дней) и лечебных мероприятий. По экстренным показаниям медицинская помощь в амбулаторно-поликлиническом учреждении оказывается с момента обращения гражданина. Посещение больного на дому производится в течение шести часов с момента поступления вызова.

Осуществляется первоочередной прием первичных больных с острыми заболеваниями и лиц, пользующихся этим правом.

Направление пациента на плановую госпитализацию в стационар осуществляется лечащим врачом при наличии клинических показаний для проведения интенсивных методов диагностики и лечения, круглосуточного наблюдения, а также по эпидемиологическим показаниям с целью изоляции больного (возможные сроки ожидания плановой госпитализации - до 30 дней).

Направление пациента на принудительное лечение в стационар осуществляется по решению суда или эпидемическим показаниям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

III. Условия оказания медицинской помощи в стационарных учреждениях

 

При госпитализации в стационар необходимо наличие направления от врача амбулаторно-поликлинического учреждения или службы скорой медицинской помощи.

Объем диагностических и лечебных мероприятий для пациента определяется лечащим врачом в соответствии со стандартами объемов медицинской помощи (протоколами диагностики и лечения).

Высокотехнологичные виды медицинской помощи оказываются при наличии абсолютных показаний и заключения врачебной комиссии (консилиума) лечебного учреждения.

Гражданин госпитализируется немедленно при состояниях, угрожающих жизни, а также в случаях выявления у него особо опасной инфекции (или подозрении на нее).

Допускается ожидание плановой госпитализации. Госпитализация осуществляется в наиболее оптимальные сроки, но не позднее одного месяца со дня получения направления на госпитализацию.

Предусматривается размещение больных в палатах на 4 и более мест.

Предоставление возможности одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей находиться вместе с больным ребенком, согласно действующим нормативным документам.

Перевод больных по медицинским показаниям в лечебно-профилактические учреждения более высокого уровня по решению врачебной комиссии (консилиума).

 

IV. Условия оказания медицинской помощи в дневных стационарах лечебно-профилактических учреждений

 

Дневные стационары являются структурными подразделениями лечебно-профилактических учреждений, в том числе амбулаторно-поликлинических, больничных. Предназначены для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, с применением современных медицинских технологий, в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.

Порядок направления и госпитализации в дневной стационар, условия выписки или перевода в ЛПУ, режим работы, питания определяются и утверждаются руководителем ЛПУ.

Медицинская и лекарственная помощь населению в условиях дневного стационара оказывается в пределах Областной программы.

 

V. Порядок оказания медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

 

Медицинская помощь гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, оказывается в территориальных поликлиниках преимущественно по месту жительства (регистрации) граждан.

Лечебное учреждение организует диспансерное наблюдение граждан в соответствии с действующими нормативными актами федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Лечащий врач либо врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения в установленном порядке решают вопросы о нуждаемости в дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе выписку льготных рецептов на лекарственные препараты и предоставление при наличии медицинских показаний и заключения врача-реабилитолога (для инвалидов по заболеванию) справок на санаторно-курортное лечение.

В случаях нуждаемости в оказании специализированной медицинской помощи больной направляется по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения согласно действующим нормативным документам в государственные лечебные учреждения.

Решение о необходимости консультирования и лечения в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, принимается врачебной комиссией государственных учреждений здравоохранения.

 

VI. Условия диспансерного наблюдения и лечения в детской и подростковой службах

 

Диспансерное наблюдение детей и подростков осуществляется врачом-педиатром по месту постоянного жительства (регистрации) с периодичностью и в объемах, устанавливаемых нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Лечение детей и подростков осуществляется в муниципальных и государственных медицинских организациях в соответствии со стандартами медицинской помощи в объемах, предусмотренных Областной программой.

Дети в возрасте старше 15 лет госпитализируются в стационары общей лечебной сети. При нахождении подростка в стационаре общей сети ему обеспечивается консультирование врачом-педиатром.

Условия (количество мест, комфортность палат, питание и др.) пребывания детей и подростков в стационарных подразделениях муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Направление больных детей и подростков на консультацию и лечение в областные учреждения здравоохранения для оказания специализированной медицинской помощи осуществляется при наличии абсолютных показаний, по заключению врачебной комиссии ЛПУ в порядке, устанавливаемом министерством здравоохранения Сахалинской области.

Направление больных детей и подростков на консультацию и лечение за пределами Сахалинской области в федеральные учреждения здравоохранения осуществляется по заключению врачебных комиссий областных учреждений здравоохранения в порядке, установленном министерством здравоохранения Сахалинской области в пределах квот для Сахалинской области, установленных федеральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

При обращении родителей несовершеннолетних, или лиц их заменяющих, в муниципальные и государственные медицинские организации в целях получить консультацию по определению профессиональной пригодности, данная консультация оказывается беспрепятственно в рамках настоящей Областной программы на основе данных о состоянии здоровья.

В случае обращения родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, в муниципальные и государственные медицинские организации в целях получить консультацию по определению профессиональной пригодности при отсутствии данных о состоянии здоровья осуществляется беспрепятственно необходимое медицинское обследование в рамках Областной программы и дается консультация по результатам обследования.

Результат консультации родителям несовершеннолетних или лицам, их заменяющим, может быть дан в устной форме или оформлен письменно на бланке лечебно-профилактического учреждения установленного образца.

 

VII. Порядок социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения за счет средств областного бюджета

 

Субъектами, обеспечивающими реализацию прав населения по социальной поддержке отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей - инвалидов в Сахалинской области, являются:

государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения;

фармацевтические (аптечные) организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность;

фармацевтический склад

Перечень лечебно-профилактических учреждений, врачебных специальностей и персонифицированный реестр врачей и фельдшеров, имеющих право на оформление рецептов для социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в амбулаторных условиях, утверждается министерством здравоохранения Сахалинской области.

Назначение лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на социальную поддержку по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения для амбулаторного лечения согласно законодательству Российской Федерации, осуществляется врачами (фельдшерами) лечебно-профилактических учреждений на основании заявок амбулаторно-поликлинических учреждений в пределах выделенного финансирования.
Лечащие врачи, имеющие право на оформление рецептов, руководствуются "Перечнем N 1 лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей амбулаторным больным" Областной программы на текущий год (приложение N 3 к Областной программе).
При нетипичном течении заболевания с развитием осложнений, а также в других случаях, определенных законодательством, граждане получают лекарственные препараты для проведения лечения в амбулаторных условиях за счет бюджетных средств только по решению врачебной комиссии.
Граждане, находящиеся на лечении в лечебно-профилактическом учреждении стационарного типа, получают лекарственное обеспечение при типичном течении заболеваний в пределах утвержденного формулярного списка согласно назначениям лечащего врача.
В период нахождения на стационарном лечении больного, имеющего право на социальную поддержку по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в амбулаторных условиях, не допускается оформление рецептов для получения в фармацевтической (аптечной) организации лекарственных препаратов на бесплатной основе.
Назначение лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на социальную поддержку по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, производится лечащим врачом, непосредственно наблюдающим за течением заболевания.
По отношению к лечащему врачу все остальные медицинские работники, имеющие право на осуществление медицинской деятельности, рассматриваются как консультанты, имеющие право совещательного голоса.
В отдельных случаях в соответствии с нормативными правовыми актами органа управления здравоохранением муниципального образования лекарственные препараты для проведения плановой терапии могут назначаться медицинским работником со средним образованием (фельдшер, зубной врач, акушерка, медицинская сестра) в пределах его компетенции и в соответствии с утвержденным перечнем.
Лица, имеющие право на социальную поддержку по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, получают лекарственные препараты и изделия медицинского назначения по рецептурным бланкам формы N 148-1/у-88 с указанием (от руки) в правом верхнем углу букв "Л" и "С" (льготный, средства субъекта РФ) в прикрепленной фармацевтической (аптечной) организации, осуществляющей лекарственное обеспечение данной категории населения на территории муниципального образования.
Гражданам, имеющим право на социальную поддержку по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, по одному рецептурному бланку формы N 148-1/у-88 (Л, С) отпускается только одно наименование лекарственного препарата.
Порядок назначения лекарственных средств и оформления рецептурных бланков, в том числе гражданам, имеющим право на социальную поддержку по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Сахалинской области.

Граждане, страдающие отдельными социально значимыми заболеваниями, обеспечиваются базовыми лекарственными средствами в соответствии с Порядком обеспечения лекарственными средствами больных с ВИЧ-инфекцией и Порядком обеспечения лекарственными средствами больных туберкулезом.

Порядок взаиморасчетов между субъектами, участвующими в реализации программы гарантированного лекарственного обеспечения населения Сахалинской области, регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации, Сахалинской области, договорными отношениями и настоящим Порядком.

Финансирование социальной поддержки отдельных категорий граждан по отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2011 год по разделу "Здравоохранение".
Главным распорядителем средств на социальную поддержку отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения является министерство здравоохранения Сахалинской области.
Основанием для оплаты за бесплатный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения являются государственные контракты и договоры, заключенные министерством здравоохранения Сахалинской области с фармацевтическими (аптечными) организациями, являющимися победителями аукциона. Оплата за бесплатный отпуск медикаментов фармацевтическим (аптечным) организациям, являющимся победителями аукциона, производится ежемесячно за счет средств областного бюджета.

Контроль за использованием средств, на социальную поддержку отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляет министерство здравоохранения Сахалинской области.

 

VIII. Порядок внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Сахалинской области

 

В соответствии с настоящим Порядком внеочередное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Сахалинской области в рамках Областной программы предоставляется следующим категориям граждан:

инвалиды войны;

участники Великой Отечественной войны;

ветераны боевых действий;

военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, состоявшие на их иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение);

граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и приравненные к ним категории граждан;

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

лица, награжденные знаками "Почетный донор СССР", "Почетный донор России";

Герои Социалистического Труда, вдовы (вдовцы) Героев Социалистического Труда, не вступившие в повторный брак (независимо от даты смерти (гибели) Героя Социалистического Труда);

полные кавалеры ордена Трудовой Славы, вдовы (вдовцы) полных кавалеров ордена Трудовой Славы, не вступившие в повторный брак (независимо от даты смерти (гибели) полного кавалера ордена Трудовой Славы);

другие категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Право внеочередного обслуживания при оказании медицинской помощи отдельным категориям граждан реализуется во всех структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на основании документа, подтверждающего принадлежность гражданина к определенной категории (исключительно на бесплатной основе).

Порядок внеочередного оказания медицинской помощи:

внеочередное оказание медицинской помощи осуществляется при наличии у граждан медицинских показаний;

государственные и муниципальные учреждения здравоохранения по месту прикрепления организуют в установленном ими порядке учет указанных категорий граждан и динамическое наблюдение за состоянием их здоровья;

в случае обращения нескольких граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи, помощь оказывается в порядке поступления обращений;

государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обеспечивают консультативный прием и обследование граждан вне очереди, а по показаниям - внеочередное стационарное обследование и лечение.

Контроль за внеочередным оказанием медицинской помощи гражданам осуществляют главные врачи учреждений здравоохранения области.

 

IX. Порядок обеспечения больных туберкулезом и лиц, находящихся в связи с туберкулезом под диспансерным наблюдением, бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях

 

Гарантированное обеспечение противотуберкулезными препаратами больных туберкулезом и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, на территории Сахалинской области на бесплатной основе при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", областной целевой Программой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 N 645.

Расчет годовой потребности в противотуберкулезных препаратах осуществляет главный внештатный фтизиатр Сахалинской области на основании модуля ВОЗ "Расчет потребности и обеспечения постоянного запаса противотуберкулезных препаратов", численности контингентов, состоящих под диспансерным наблюдением противотуберкулезных учреждений области, и заявок лечебно-профилактических учреждений области.

Корректировка численности контингентов, нуждающихся в амбулаторном лечении, осуществляется в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 13.02.2004 N 50 по утвержденным формам мониторинга контроля за лечением больных туберкулезом (формы N 01-ТБ/у, N 02-ТБ, N 03-ТБ/у).

Ежегодно в срок до 30 декабря текущего года лечебно-профилактические учреждения области подают в адрес главного внештатного фтизиатра заказ-заявку для расчета годовой потребности на противотуберкулезные препараты.

В заказ-заявке указывается количество больных по каждой группе диспансерного учета и необходимое количество противотуберкулезных препаратов для лечения и проведения профилактических курсов на год в соответствии с режимами химиотерапии.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения несет ответственность за бесперебойное обеспечение больных туберкулезом необходимым набором и количеством противотуберкулезных препаратов.

Получение лечебно-профилактическими учреждениями противотуберкулезных препаратов осуществляется:

выделенных по федеральной целевой программе борьбы с туберкулезом - с фармацевтических складов;

закупленных по областной целевой программе борьбы с туберкулезом - в областном противотуберкулезном диспансере.

Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом в течение всего периода диспансерного наблюдения обеспечиваются бесплатными противотуберкулезными препаратами в соответствии с назначением лечащего врача-фтизиатра или клинико-экспертной комиссии областного противотуберкулезного диспансера.

При выдаче бесплатных медикаментов в амбулаторной карте больного делается запись о назначении курса лечения, в журнале регистрации выдачи препаратов на руки больному делается запись с указанием фамилии, имени и отчества пациента, диагноза, наименований назначенных ему противотуберкулезных препаратов, их дозировок с обязательными подписями медицинского работника, выдавшего медикаменты, и пациента, получившего их в структурном подразделении противотуберкулезной службы.

Хранение и учет противотуберкулезных препаратов в лечебно-профилактических учреждениях осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами.

Контроль за обеспечением больных туберкулезом и лиц, находящихся под наблюдением по поводу туберкулеза, противотуберкулезными препаратами осуществляется министерством здравоохранения Сахалинской области.

 

X. Правила обеспечения лекарственными средствами для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения

 

Обеспечение лекарственными средствами ВИЧ-инфицированных осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".

Расчет годовой потребности противовирусных лекарственных препаратов осуществляет ГУЗ Сахалинской области "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом".

Грузополучателем, ответственным за получение, хранение и выдачу лекарственных препаратов для проведения высокоактивной антиретровирусной терапии больных ВИЧ-инфекцией, химиопрофилактики перинатальной передачи ВИЧ и аварийных ситуаций, полученных за счет средств федерального бюджета, является фармацевтический склад, определенный по итогам размещения заказа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Отбор пациентов для проведения активной противовирусной терапии осуществляется врачебной комиссией ГУЗ Сахалинской области "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом" по представлению лечащих врачей. Лечение пациента в амбулаторных условиях осуществляется на основании утвержденных стандартов лечения в пределах перечня лекарственных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации.

Выдача лекарственных препаратов для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции осуществляется по заявкам и накладным при наличии доверенности на получение лекарственных препаратов, заверенной главным врачом государственного или муниципального учреждения здравоохранения.

Каждое лечебно-профилактическое учреждение осуществляет регистрацию поступления и расходования лекарственных средств на основании приходного документа (счета-фактуры).

Контроль по обеспечению пациентов лекарственными средств для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции осуществляется министерством здравоохранения Сахалинской области.